Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш

Цель урока: «Формирование целостного представления о трёх сферах музыкального искусства. Вызвать эмоциональный отклик на музыку разных жанров».

Задачи: «научить учащихся не только слышать, но и слушать музыку. Подвести школьников к восприятию понятий «композитор», «исполнитель», слушатель». Познакомить с определением трёх китов в музыке.

Музыкальный материал:
«Шарка Барка» – калмыцкий народный танец.
«Осень» - муз. Б. Терентьева, сл. З. Петровой.
«Урожайная» муз. Филиппенко.
«Марш» - муз. Д. Кабалевского.

Ход урока:
Орг. момент.
Мы продолжаем знакомиться с  темой  наших уроков «Три кита в музыке», а значит, мы продолжаем знакомиться с таким понятием «Что такое музыка» и причем здесь три кита?

Все эти вопросы вы будете задавать детям на практике на уроках музыки. Вы их познакомите со следующей легендой, которая поможет вам ввести детей в мир музыки.

Итак. Давным-давно, когда ещё не было на свете ваших пра-пра-пра-прабабушек и пра-пра-пра-прадедушек жили люди, которые верили, что наша Земля имеет форму пирога и расположена она на трёх китах, которые плавают в огромном океане. Сегодня даже маленький ребёнок знает, что наша земля имеет форму шара, немного вытянутого по бокам. Этот шар находится, как и многие звезды, в космосе. Но легенда о том, что в музыке существуют Три кита, и они  находятся на музыкальном острове, который расположен в огромном океане волшебных звуков существует до сих пор. Эти киты имеют музыкальные имена: кит Песня, кит Танец и кит Марш.

Вы отправитесь с детьми в гости к королеве Мелодии и фее ДоМиСОЛЬке. Послушайте три мелодии и определите, к какому киту относится каждая из этих мелодий. (Звучит песня, танец, марш).

Верно, королева Мелодия подарила нам с вами три мелодии. Что удобно делать под первую мелодию?

Ответы учащихся: Маршеровать. Вы можете предложить детям следующее стихотворение из брошюрки «Музыкальная речь в стихах»

                                   ***
Кит Марш – строевой, боевой, озорной,
С ним легче шагать нам дорогой прямой.
С ним легче в походы с друзьями ходить,
С ним праздник светлее, с ним радостней жить.

Учитель: Верно, ребята,  а под вторую мелодию?

Ответы учащихся: Танцевать.

Послушайте стихотворение о танцах и задайте детям вопрос какие инструменты не были названы в данном стихотворении.

                                   ***
Много танцев есть на свете,
Очень нам они нужны:
Танго, твист, товшур и полька,
Ишкимдык, гопак, кадриль,
Плавный хоровод и бульба,
Быстрый рок-н-рол, чарльстон,
Вальс… он самый-самый главный
И любимый всеми он.

Учитель: Молодцы. А что мы можем делать под третью мелодию?

Ответы учащихся: Петь.

***
Расскажет кит Песня о странах волшебных,
Об осени, лете, зиме и весне,
О том, как чудесно жить детям на свете,
О дружбе и мире на нашей земле.
О том, как по рельсам бегут поезда,
О том, как прекрасны луга и леса.
Кит Песня расскажет о школе родной,
О нашей учебе и дружбе большой.

Учитель: Очень хорошо. Ребята, художник пишет картины, писатель пишет для вас сказки и рассказы, поэт сочиняет стихи, а как называется музыкант, который сочиняет музыку?

Учащиеся: ( разные варианты ответов. В конце концов они приходят к выводу, что музыку сочиняет композитор)

Учитель: Верно. Композитор сочинил песню, пьесу, оперу и так далее, а кто же их исполняет?

Учащиеся: Музыканты.

Учитель: верно, музыканты, но они имеют название. Если они ИСПОЛНЯЮТ музыку, то как мы их можем назвать?

Учащиеся: исполнители.

Учитель: молодцы.  Назовите мне три группы исполнителей.

Учащиеся: это инструменталисты, вокалисты и танцоры.

Учитель: в свою очередь инструменталисты делятся на солистов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, оркестр. Кто мне может назвать какие виды оркестров существует.

Учащиеся: народный, духовой, симфонический, эстрадно-симфонический, джазовый, неаполитанский, струнный, шумовой и т.д.

Учитель: Что и где исполняют вокалисты?

Учащиеся: вокалисты исполняют песни, романсы, баллады, арии, ариетты, поют в хоре (народном и академическом), опере, оратории, кантате.

А кто слушает музыку?

Учащиеся: Слушатели.

Учитель: Верно, но дети часто говорят, что слушают зрители. Поэтому вы должны детям объяснить, что зрители смотрят кино, мультики, концерты, а если мы СЛУШАЕМ музыку, то мы становимся…..

Учащиеся: Слушателями.

Учитель: верно. Вы должны детям не навязывать своего мнения, а добиваться того, чтобы они сами осознали и ответили верно.

Следовательно, для того, чтобы существовала музыка нам нужны композитор, исполнитель и слушатель.

(далее идет закрепление этих понятий Учащиеся объясняют учителю как они будут закреплять полученные знания с детьми и закреплять знания, умения и навыки.)

Учитель: А теперь мы познакомимся с композитором  Б. Терентьевой, которая  подарила детям  песню, которая называется… А впрочем, послушайте её и попробуйте дать ей название.

(Идет прослушивание)

Как вы думаете, какой кит (жанр) принимал участие в создании этой песни?

Учащиеся: Кит (жанр) Песня.

Учитель: Верно, кит Песня. А как мы её можем назвать?

Учащиеся: (варианты ответов)

Учитель: Верно. Эта песня об осени и назовём мы её «Осень». Понравилась вам эта песня? (так вы будете спрашивать детей. Можно прочитать детям  два разнохарактерных стихотворения об осени, и спросить, какое по характеру и настроению ближе к тексту песни)

Учитель: сейчас мы её разучим. Послушайте первую фразу:

 Осень за окошком ходит неспеша,

А теперь послушайте первый звук, с которого начинается первая фраза. (учащиеся повторяют)

А теперь послушайте вторую фразу. Она похожа на первую фразу, но у неё другое окончание. Заметьте, девушки, что вторая фраза повторяется три раза. Слушайте внимательно. ( Слушание)

А теперь мы соединим первую и вторую фразы вместе.

(Исполнение).

(Второй и третий куплеты разучиваются по этой же схеме)

А теперь, девушки, мы исполним песню целиком. (Исполнение 2-3 раза)

Мы продолжим изучение этой песни на следующем уроке, а пока мы отправляемся в гости ко второму киту (жанру).

(звучит к.н.т. «Шарка – Барка»)

Учитель: какой это кит (жанр) – Песня, Танец или Марш?

Учащиеся: (ответы)

Учитель: Верно! Как он называется?

Учащиеся: Шарка – Барка.

Учитель: Это калмыцкий народный танец. Давайте мы с вами его исполним. Кто вы в этом случае будете? Заметьте, девушки, вы будете показывать детям элементы калмыцкого танца.

 (Исполнение).

А теперь,  нас ждет ещё один кит. Как вы думаете какой?

Учащиеся:  Кит  (жанр) марш.

Учитель: а что под него удобно делать?

Учащиеся: маршировать.

Учитель: Итак. Станьте ровно, слушаем музыку.

(Исполнение)

Учитель: Сегодня, девушки,  мы с вами разучим ещё одну песню. Она тоже посвящена осени. Называется она «Урожайная». Послушайте внимательно текст песни и скажите мне о чем она? Не забывайте, что эти вопросы вы будете задавать детям.

(Слушание).

Так о чем же была эта песня?

Учащиеся: ( ответы).

Учитель: верно. Назовите мне, какие вы знаете фрукты и овощи.

Здесь мы применяем принцип связи музыки и жизни.

Учитель: Сейчас мы её разучим. Обратите внимание, девушки, что киту Песне помогал написать мелодию и кит Танец, так как под мелодию этой песни можно ещё и танцевать.

 ( идёт разучивание песни по этапам)

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Что нового вы узнали на этом уроке? Кто такие композитор, исполнитель, слушатель?

Учащиеся: (ответы)

Учитель: Очень хорошо.. Мы ещё не раз встретимся с вами в музыкальном королевстве. Дома нарисуйте трёх китов, королеву Мелодию и фею ДОМИСОЛЬку и рисунки к понравившейся песне. Все эти иллюстрации вам помогут самим провести урок музыки.

Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Молодцы! А теперь урок окончен. До свидания!

Также Вы можете почитать:

Урок музыки в школе. Интонация. 3 класс, II четверть
Музыкальная речь в стихах
Урок музыки в школе. Музыка моего народа. 3 класс, I четверть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>