Урок музыки в школе. Музыкальные формы. 3 класс, IV четверть

Тема четверти: «Построение формы в музыке»

Тема урока: «Форма Рондо».

Цель урока:

  • Повторение определений и особенностей одночастной, двухчастной, трехчастной форм;
  • Знакомство с новой формой «Рондо», ее особенностями;
  • работа над вокально-хоровыми навыками: звуковедением, звукоизвлечением, дыханием;
  • работа над исполнительским планом разученных песен;
  • анализ, сопоставление, «сочинение» музыкальных форм из имеющегося в наличии музыкального материала;

Музыкальный материал:

  • В. Чернявский. «Я рисую дедушку Оку» - исполнение;
  • П. Чонкушов. «Пусть светит мир» - повторение;
  • И.Калашникова. «Жаворонок»  - исполнение;
  • Д. Кабалевский.  «Классное рондо» - составление формы и исполнение.

Т.С.О., наглядность: Схемы, иллюстрации, тексты к песням, музыкальный инструмент, электронные носители.

Ход урока:

Организационный момент, музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с музыкальными формами в музыке. Кто мне скажет, что такое «музыкальная форма?»

Дети: Музыкальная форма – это строение, построение музыкального произведения.

Учитель: Верно, ребята. А с какими музыкальными формами мы уже познакомились?

Дети: Мы познакомились с одночастной, двухчастной, трехчастной формой.

Учитель: Назовите характерную особенность одночастной формы.

Дети: У одночастной формы один характер и одно настроение. Она может обозначаться  буквами, рисунками  или графически.

Учитель: Кто мне скажет характерную особенность двухчастной формы?

Дети: У двухчастной формы два характера и два настроения. Ее можно обозначить  А+Б.

Учитель: Молодцы, ребята! Как нам определить трехчастную форму?

Дети: У трехчастной формы третья часть, чаще всего, повторяет материал первой части. Буквенно это будет выглядеть как

А+Б+А или, А+В+С если в трехчастной форме все части контрастируют друг с другом.

Учитель: Верно, ребята, вы хорошо усвоили определения простых форм. Как вы убедились, песни могут писаться в этих формах, а какую форму мы с вами забыли назвать?

Дети: Мы забыли назвать куплетную форму.

Учитель: А как мы ее можем обозначить буквами?

Дети: Куплетную форму мы обозначим З+П (запев плюс припев)

Учитель: Молодцы, ребята. Сейчас по вступлению вы попробуйте отгадать, какую песню мы с вами исполним.

(играю вступление)

Дети: Это вступление к песне В. Чернявского  «Я рисую дедушку Оку»

Учитель: В какой форме написана эта песня? Как мы ее будем исполнять?

Назовите ритм песни.

Дети: Эта песня написана в куплетной форме. Ритм – песенно-танцевальный. Исполнять мы будем весело, задорно.

Учитель: сели как исполнители (дети исполняют песню два-три раза, учитель обращает внимание на характер исполнения, звуковедение, дыхание, посадку при исполнении)

Учитель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Мы продолжим  работать над музыкальным образом песни на следующем уроке, а пока  назовите мне птиц, которые обитают у нас, в Калмыкии:

Дети: Орлы, журавли жаворонки, воробьи, вороны, галки ……

Учитель: Верно. О некоторых из этих мы слушали и разучивали песни. Теперь по вступлению вы определите, о какой птице будем петь и постарайтесь вовремя вступить.

Исполнение. Учитель проводит беседу по характеру, настроению песни, обращает внимание на окончание фраз.

Песня исполняется по группам два-три раза.

Учитель: Ребята, а в какой форме написана песня «Пусть светит мир» Петра Очировича Чонкушова?

Дети: Песня написана в двухчастной форме. Во второй части меняется мелодия, а характер песни остается прежним.

Учитель: Молодцы! Сели как исполнители, спинки ровные. Внимательно слушаем вступление.

Исполнение. Дети исполняют песню, делая музыкально-ритмические движения.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с еще одной музыкальной формой. Это «Рондо» Рондо в переводе с французского – круг.  Эта форма основана на многократном повторении главной темы (Гл. п) и эпизодов (Э), написанных в различных жанрах. Буквенно ее можно обозначить  А+Б+А+С+А……. и т.д.

Вспомним сказку А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке». Старик несколько раз приходил к синему морю, а рыбка выполняла различные желания старухи. Значит главным был…..,

Дети: старик…

Учитель: А желания старухи можно назвать…..

Дети: эпизодами.

Учитель: Молодцы, ребята. На следующий урок вы принесете мне названия сказок, где, по вашему мнению, есть признаки формы рондо, а пока мы с вами поработаем композиторами.

Учитель: Мы с вами в первой четверти учили попевки Д.Кабалевского «Мы – третьеклассники»

Как назывались две другие попевки?

Дети: «Мы – девочки», «Мы мальчики»

Учитель: Верно. Они написаны в одночастной форме. Составьте из них двухчастную форму.

Дети: «Мы третьеклассники» + «Мы – девочки». Или «Мы третьеклассники» + «Мы – мальчики». Или «Мы – девочки»+ «Мы мальчики»

Учитель: Молодцы, ребята. А Трехчастную форму можно составить?

Дети: Можно. Это будет «Мы – третьеклассники» +  «Мы – девочки»+  «Мы мальчики».

Учитель: Ребята, подумайте и  попробуйте из этих попевок  составить форму Рондо.

Я напоминаю вам структуру формы Рондо.

Гл.п.+Э +Гл.п. + Э +  Гл.п.

Как вы думаете, какая попевка будет главной, а какие попевки будут эпизодами?

Дети: Главной партией, я думаю, будет попевка «Мы – третьеклассники», потому что мы все учимся в одном классе, а попевки» «Мы – девочки», Мы мальчики» будут являться эпизодами.

Учитель: Верно, ребята. Как можно данную форму обозначить буквами? (раздаю карточки с буквами)

Дети: Можно обозначить Т + Д + Т + М + Т.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы верно составили музыкальную форму. Теперь это не отдельные попевки, а  песня «Классное рондо». Вы были хорошими композиторами. А теперь я проверить какие вы  исполнители. Слушаем внимательно вступление.

Исполнение. Далее можно исполнить песню по группам, обращая внимание на звуковедение и звукоизвлечение.

Учитель: Вот подошел наш урок к концу. Что вы узнали на этом уроке?

Дети: На этом уроке мы повторили простые формы, исполняли песни, написанные в этих формах. Познакомились с формой Рондо.

Учитель: Молодцы, ребята, а на следующем уроке мы познакомимся с инструментальными произведениями, написанными в форме Рондо.

Вы не забыли домашнее задание подобрать сказки, другие события, которые можно сравнить с данной формой. Приносите рисунки, иллюстрации к понравившимся песням.

Урок окончен.

Также Вы можете почитать:

Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш
Музыкальная речь в стихах
Развитие в музыке (лекция-беседа)
This post was written by , posted on Март 17, 2013 Воскресенье at 7:39 пп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>