Урок музыки в школе. Интонация. 3 класс, II четверть

Тема четверти: «Интонация в музыке»

Тема урока: «Выразительные и изобразительные интонации»

Цель урока:

  • Знакомство с выразительными и изобразительными интонациями;
  • Добиваться осознанного и целенаправленного восприятия в музыке;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, понимать и глубоко переживать ее содержание
  • Развивать чувство лада и ритма;
  • Повышать культуру слушания и слышания музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

  • Д. Кабалевский. «Три подружки» -слушание с последующим анализом.
  • Р.Н.П. «Кузнец» - исполнение.
  • Д. Кабалевский  «Кто дежурные?» - исполнение.
  • А. Крылатов   «Все сбывается на свете» - повторение.

Т.С.О., наглядность: Схемы, иллюстрации, тексты к песням, музыкальный инструмент, электронные носители.

 Ход урока:

Организационный момент, музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами изучать тему четверти «Интонация в музыке». Кто мне скажет, что такое интонация?

Дети: Интонация – это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков.

Учитель: Верно, ребята. А какие виды интонации вы знаете?

Дети: Мы знаем три вида музыкальной интонации. Это повествовательная, вопросительная и восклицательная интонации.

Учитель: Верно, ребята. Повествовательная, вопросительная и восклицательная интонации могут быть выразительными и изобразительными. Выразительные интонации выражают наши чувства и настроения посредством музыкальных звуков лада, ритма, а изобразительные интонации могут изобразить различные движения, дать музыкальному образу портретную характеристику, отобразить какое-либо действие и т.д.

Сейчас Дмитрий Борисович Кабалевский познакомит нас с вами с тремя подружками.

(Вывешиваю рисунок, на котором лица девочек закрыты большим зонтом)

Глядя на этот рисунок, мы можем что-либо сказать о характере этих девочек? Они по характеру одинаковы или разные?

Дети: Мы не можем ничего сказать т.к. лица девочек закрыты большим зонтом.

Учитель: Верно, ребята, а прослушав произведение Д. Кабалевского  мы «увидим» музыкальные образы этих девочек. И второй вопрос:

Какие интонации использовал композитор в своей пьесе?

Сели как слушатели, а слушатели сидят в удобной для них позе.

(Слушание)

Ребята, вы прослушали пьесу Д.Б.Кабалевского «Три подружки». Они по характеру одинаковы?

Дети: Нет. Они разные.

Учитель:Что вы можете сказать о первой подружке? Музыка была выразительная или изобразительная?

Дети: Музыка была грустной, печальной, жалобной. Как будто девочка плачет. Музыка выражает настроение девочки.

Учитель: Верно, ребята. Музыка нам нарисовала грустную девочку  Она жалуется, плачет. Как можно назвать девочку, которая все время плачет?

Дети: Мы ее назовем  Плакса.

Учитель:Посмотрите, ребята как музыкальные  интонации могут верно выражать и изображать.

(вывешиваю рисунок девочки плаксы)

Посмотрите, рисунок по характеру и настроению соответствует музыке композитора. А теперь послушайте стихотворение.

Что за шум? Что за рев?
То не стадо ли коров?
Это не коровушка, это Таня ревушка.
Плачет, заливается, платьем вытирается.
(имя ребенка следует заменить, если в классе есть девочка с именем Таня)

Так какие интонации использовал композитор, чтобы «нарисовать» этот образ?

Дети: Композитор использовал изобразительные интонации.

Учитель:Верно, ребята. Эти интонации, как правило, используются вместе, чтобы создать правдивый музыкальный образ.

А теперь вы мне расскажите о второй девочке. Какой у нее характер и какие интонации использует композитор?

Дети: Вторая девочка веселая, жизнерадостная. Музыка «рисует» ее прекрасное настроение.

Учитель:Молодцы, ребята!

(вывешиваю рисунок со второй девочкой)

Если она веселая, резвая, жизнерадостная, как мы ее можем назвать?

Дети: Веселушка, Резвушка.

Учитель: Эту девочку мы назовем Резвушка. Молодцы! Послушайте о ней стихотворение.

В кране прячется вода,
Холод – в холодильнике.
Напряженье – в проводах,
Тиканье – в будильнике.
В телефоне – голоса,
Музыка – на диске.
А во мне, сама я знаю,
Спрятаны смешинки.

А теперь я проверю, какие вы были внимательные. Я читаю стихотворение, а вы его будете продолжать. Итак…

В кране прячется…..

Дети: вода…

Учитель: Холод……..

Дети: в холодильнике… и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо запомнили это стихотворение.  А как же мы назовем     третью девочку?

Дети: Злая, плохая…

Учитель: Девочка действительно злая. Подумайте, как мы ее можем назвать, используя слово «злая»?

Дети: Злюка.

Учитель: Молодцы, ребята. Какие интонации использовал композитор для этой девочки?

Дети: Композитор использовал изобразительные интонации.

Учитель: Верно, ребята. Кабалевский показывает ее характер и изображает ее отношение к окружающим. Послушайте о ней стихотворение.

(вывешиваю рисунок с этой девочкой)

Эта девочка драчунья. В школе, дома, во дворе
Нет нам от нее спасенья, нас найдет она везде.
Отобрала мяч у Тани, Колю стукнула она.
Злюка! Говорят ребята, нам не нравится она!

Учитель: Ребята, вы убедились, что музыкальные интонации нам «нарисовали» образы трех девочек. Следовательно, это были интонации выразительные или изобразительные?

Дети: Интонации были в основном изобразительные, хотя присутствовали и выразительные интонации, чтобы раскрыть характер девочек.

Учитель: Мы покидаем девочек и отправляемся к кузнецу. Какие интонации присутствуют в этой народной песне?

Дети: В этой песне главной интонацией является выразительная интонация, но присутствует и изобразительная, чтобы показать перестук молотов и молоточков о наковальню.

Учитель: Эту песню, ребята, мы исполним по ролям. Девочки будут прекрасными наездницами, а мальчики – кузнецами. Не забывайте о характере и настроении песни, а также о восклицательных интонациях, присутствующих в этой песне.

Встали ровненько. Слушаем вступление. Перестук молотов и молоточков будем передавать, топая в такт мелодии и  хлопая в ладоши.

(исполнение два-три раза с постановкой новых задач)

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием. Какую мы учили с вами песню, в которой присутствуют все три интонации?

Дети: Три интонации присутствуют в песне «Кто дежурные»

Учитель:А что еще необычного встречается в этой песне?

Дети: Эта песня начинается не с запева, а с припева.

Учитель:Как мы ее будем исполнять?

Дети:Мы ее будем исполнять весело, задорно.

Учитель: Какой ритм в этой песне?

Дети: В этой песне песенно-танцевальный ритм.

Учитель: Песню «Кто дежурные» мы исполним по ролям. Не забывайте о характере исполнения, звуковедении, звукоизвлечении. (Эту песню также следует исполнить два-три раза, давая при этом детям конкретные задания)

(Исполнение)

Ребята, какие интонации были главные в этой песне?

Дети: В этой песне были главными выразительные интонации, которые выразили наши чувства и настроения.

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами исполним еще одну песню. Вы ее узнаете по вступлению.

(играю 2 такта)

Так что это за песня?

Дети: Эта песня Крылатова «Все сбывается на свете»

Учитель: Для исполнения этой песни нам понадобятся ваши ладошки. Вы не забыли? И так, слушаем вступление, помогаем мне создавать ритмический фон во вступлении и припеве.

Сели как исполнители. Спинки ровные, двумя ножками упираемся в пол.

(исполнение)

Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились. С какими интонациями мы познакомились на этом уроке?

Дети: На уроке мы познакомились с выразительными и изобразительными интонациями. Повторили виды интонаций, повторили песни, познакомились с пьесой «три подружки, которую написал Дмитрий Борисович Кабалевский.

Учитель: Верно, ребята. На следующий урок принесите мне рисунки трех подружек и рисунки к любой песне, которая вам понравилась больше всего. Урок окончен. До свидания.

This post was written by , posted on Март 17, 2013 Воскресенье at 8:36 пп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *