Урок музыки в школе. Музыка моего народа. 3 класс, I четверть

Тема урока:
Музыка моего народа.

Цель и задачи урока:
Знакомство с разнообразием жанровых особенностей калмыцкого музыкального искусства.

Музыкальный и литературный  материал:

  • П.Чонкушов «Степные эскизы» - слушание с последующим анализом.
  • П.Чонкушов «Пусть светит мир» - исполнение
  • В.Чернявский «Я рисую дедушку Оку» - разучивание и работа по граф-блок-схеме.
  • И.Калашникова «Наша степь» - исполнение

Оборудование:
ТСО, фортепиано.

Наглядности:

  • Блок-схемы, перфокарты, иллюстрации, литературный материал:
  • Б. Сангаджиева «Калмыцкий чай» - слушание
  • Фрагменты из эпоса «Джангар» - слушание

Ход урока:

Сегодня на уроке, продолжая тему «Музыка моего народа», мы поговорим с вами о неувядающем и вечно молодом искусстве калмыцкого народа, которое включает в себя большое разнообразие жанров, уходящих своими корнями в далекое прошлое.

У каждого народа есть своя история. Из поколения в поколение бережно передается чистое и мудрое искусство эпических песен, сказок, легенд.

Карельский народ свято хранит свой эпос «Калевала». У казахов – свой эпос «Манас», у русского народа – «Слово о полку Игореве»,  у Украинского народа – «Кобзар», у калмыцкого народа – «Джангар».

«Джангар»… В нем отражены героические подвиги калмыцкого народа, выражены его чаяния и надежды.

Про землю Джангара так говорят:
Это была Бумбы страна –
Искони так звалась она.
Из коней обретались там
Аранзалы одни, говорят.
Смерть не вступала туда,
Люди не знали в этой стране
Лютых морозов, чтоб холодать,
Летнего зноя, чтоб увядать.

Вечно молодой «Джангар». А в каком еще жанре представлен калмыцкий эпос на праздновании 550-летия великого «Джангара»?

Калмыцкий эпос «Джангар» был представлен в жанре оперы-балета, который написал наш первый профессиональный композитор Петр  Очирович Чонкушов.

Сегодня мы познакомимся с вами со «Степными эскизами»  нашего талантливого первого профессионального композитора. О чем это произведение Вы расскажете мне с помощью кисти и красок. И на заключительном уроке мы устроим выставку под названием «Степные эскизы».

Четыре столетия пронеслось как вихрь с тех пор, когда калмыцкий народ поселился в Приволжье. А сейчас сели как слушатели, потому что  Петр Очирович пригласил нас прогуляться по весенней степи. Давайте разберемся. Музыка была выразительная или изобразительная?

(слушание)

-В ней присутствуют элементы и выразительности и изобразительности.

-Верно. Как начиналась IV часть сюиты?

-В самом начале звучат призывные, мужественные интонации. Их исполняла медная группа оркестра. Они  «рисуют» богатырей Бумбы, мужественных и смелых.

-Призывные интонации сменились проведением мелодии у струнной группы. Каков характер этого проведения?

-Мелодия у струнных широкая, привольная. Интонации повествовательные. Они, как будто, рассказывают о преданиях старины глубокой.

-Эта мелодия остается на протяжении всего произведения?

-Нет, далее идет имитация скачки. Чуть позже Она проходит на фоне широкой богатырской мелодии.

- Музыка здесь выразительная или изобразительная?

- Здесь выразительность (широкая и напевная мелодия) переплетается с изобразительностью (имитация скачки) выражает волю, непреклонный дух народа.

- Что еще вы «увидели» в этом произведении?

- Композитор рисует бой доблестных рыцарей Бумбы с врагом. В музыке слышен свист сабель.

- Свист сабель изображают флейты пикколо стремительно взлетающей вверх мелодии. Посредством переклички разных инструментов композитор имитирует боевые кличи.

И завершается произведение …

- Призывными интонациями, рисующими богатырей Бумбы.

-В степи расцветали тюльпаны, даря людям радость, а в народе рождались и расцветали новые поколения талантливых художников, писателей, музыкантов, композиторов.

На нашей блок-схеме вы видите далеко не всех маститых китов калмыцкого искусства, которые прославляли свой народ далеко за пределами нашей республики.

Можно много и увлеченно рассказывать о Давиде Никитиче Кугультинове, который является не только всемирно известным поэтом, но и талантливым политическим деятелем. Можно много говорить о наших композиторах: Петре Очировиче Чонкушове, Аркадии  Наминовиче Манджиеве, Борисе Николаевиче Уджаеве, музыку которых тепло встречают во многих странах мира. Но вернемся к нашим обычаям. Как известно, калмыцкий народ очень приветливый, гостеприимный и всегда рад гостю.

В доме радушного хозяина всегда найдется пиала душистого калмыцкого чая.

Калмыцкий чай (Бося Сангаджиева)

Какой калмык, в какое из столетий
Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день, вставая на  рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой. Он с перцем.
И с маслом, и со свежим молоком.
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
Завоет ли вечеровая вьюга,
Придавит ли траву полдневный зной –
Нет лучшего помощника и друга,
Чем наш калмыцкий чай в степи родной.
Я гостя потчевала им недавно,
А гость приехал к нам издалека.
Он пил и приговаривал: «Как славно,
Есть в чае жар сердечный степняка.
В нем запахи я чувствую степные,
Как чувствую  дыханье роз в меду.
У вас его отведал я впервые
И лучшего напитка не найду!»
Приятно было слышать это слово.
Что я  могла в ответ ему сказать?
И, чашку взяв у гостя дорогого,
Я чаю налила ему опять.
Но тут читатель голос свой возвысит,
А вкус его каков? Я говорю:
«От той, кто сварит, вкус его зависит,
И я сама для вас его сварю.»
Так приезжайте – угощу вас чаем
И дружбою… Народ наш невелик.
Как нас найти? В степи мы обитаем,
Иль вам напомнить? «Друг степей калмык».

А сейчас мы направимся в гости, а в качестве подарка прихватим с собой песню композитора Петра Чонкушова на слова Веры Шуграевой. Называется она «Пусть светит мир».

-О чем эта песня?

- Эта песня о счастливом детстве, о дружбе между детьми разных народов, о том, чтобы над всеми народами мира было ясное, мирное небо.

- Как мы её будем исполнять? Какой выберем жанр?

- Исполнять мы её будем ласково, нежно, напевно в жанре песня-танец. Под эту песню можно танцевать.

- Молодцы, ребята.

(исполнение песни)

Всегда ли так безоблачна была жизнь нашего народа?

Уч-ся: Нет, на земле бушевали войны, но во все времена, в каждом народе рождались народные герои, защищавшие землю от врагов. Это былинные герои Джангар, Хонгор, Менгиян, Санал, герои отечественной войны 1812 года, русско-турецкой войны 1877-1878 года, революций, гражданской и отечественной войн. Таким людям можно посвятить строки из Джангара:

Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе своей посвятим.
Да отречемся от  зависти, от похвалы,
От измен, затаенной вражды.
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою жизнь до конца.

Именем одного из героев гражданской войны назван педагогический колледж, лучшие студенты получают стипендию имени этого человека. Это Харти Бадиевич Кануков. Ему посвящены стихи, рассказы, фильмы, песни. Его именем названы улицы, города и посёлки в нашей Калмыкии. И сегодня мы с вами разучим песню, которая посвящена этому легендарному герою.

 По стихотворению и  граф-блок-схеме мы «сочиним» мелодию, а затем проверим, хорошие ли вы были композиторы (работа с перфокартой)

(стихотворение Дейнеги  «Я рисую дедушку Оку»)

Со звездой папаха,
Шашка на боку.
Я таким рисую
Дедушку Оку.
Бурка, словно птица,
Рвется в облака,
На коне в бой мчится
Дедушка Ока.
Гей, гей, гей,
Конь скачи быстрей!
Гей, гей, гей,
Не жалей копыт.
Гей, гей, гей,
Будет враг разбит,
Гей, гей, гей,
Нас никто не победит!
Выхватил из ножен
Шашку на скаку,
Я таким рисую
Дедушку Оку.
Руки поднимают
В страхе беляки,
Испугались шашки
Дедушки Оки.
Красный флаг над степью
Нарисую я,
Вот такой рисунок
Вам дарю, друзья.
Мчит под красным флагом
Дедушка Ока,
Он таким остался
С нами навсегда.

- Итак. Какой  будет Лад?

- Лад будет мажорный т.к. характер стихотворения бодрый.

- Следовательно, характер мелодии тоже будет…

- …бодрый, решительный.

- А какое мы выберем настроение для нашей песни?

- Настроение будет приподнятое, жизнерадостное.

- Верно, ребята. Следовательно, жанр у нас будет…

- Песня-танец.

- Какие интонации мы подарим нашей песне?

- Нашей песне мы подарим восклицательные интонации,

- Тогда ритм -песенно-танцевальный.

- Какую мы выберем форму?

- Форму мы выберем одночастную, т.к. в стихотворении один характер, одно настроение.

- Динамика…

- от mp  до   mf, что означает средне тихо и средне громко.

- И исполнять её мы будем …

- В среднем регистре.

- Молодцы, ребята! А теперь давайте послушаем эту песню и узнаем, хорошие ли мы были  с вами композиторы.

(идёт прослушивание песни  композитора В. Чернявского «Я рисую дедушку Оку»в исполнении учителя)

Ребята, вы были замечательными композиторами, а помогла вам эта граф-блок-схема.

Верно. А сейчас мы исполним песню «Я рисую дедушку Оку». Обратите внимание на распев отдельных слогов, характерные для музыки калмыцкого народа.

(исполнение)

А теперь решим обратную задачу.  Я представлю вам графическую запись двух песен. Одна песня посвящена нашей необъятной степи,  а другая - герою Гражданской и Отечественной войн Оке Ивановичу Городовикову.

Внимательно посмотрите на граф-блок-схему и скажите в каком порядке записаны  эти песни.  Как вы уже заметили, названия песен закрыты.

Shema pesen

Анализировать песню по граф-блок-схеме  к доске идет…

(вывешиваю схему. Дети анализируют схему и приходят к выводу, что в первой  граф-блок-схеме  зашифрована песня о Оке Ивановиче Городовикове, а во второй – песня  «Наша степь» И. Калашниковой)

- Вторая песня, как вы верно отметили, «Наша степь». Это одна из любимых песен детей младшего школьного возраста.

Музыка данной песни выразительная или изобразительная?

В каких темах четверти она может звучать?

- Музыка песни «Наша степь» и выразительная, выражающая наши чувства и настроения, и изобразительная, изображающая бескрайние дали нашей степи. Следовательно, эта песня может прозвучать в классе не только в связи с темой «Музыка моего народа», но и в темах «Три кита в музыке», «О чем говорит музыка», «Интонация», «Развитие в музыке», «Между музыкой моего народа и других народов моей страны нет непереходимых границ» и т.д.

Сейчас мы с вами ее исполним. Встали ровно, внимательно слушаем вступление.

(исполнение)

- А сейчас у нас на уроке прозвучит еще один музыкальный жанр калмыцкого искусства. Это… А впрочем, послушайте и скажите, к какому жанру можно отнести это произведение? (Игра на домбре, танец).

- Какой жанр прозвучал? На каком инструменте было  исполнено это произведение?

- Прозвучал жанр танец и он был исполнен на домбре.

- Итак, сегодня на уроке прозвучала калмыцкая музыка, стихи.

- Какие музыкальные жанры прозвучали сегодня на уроке?

- На уроке прозвучали такие  музыкальные жанры, как песня, танец, песня-танец, инструментальная музыка.

-Песня – душа народа. О народной песне много написано и сказано, но я хочу завершить урок стихами поэта Андрея Джимбеева:

Захочет песня – остановит
Бушующего моря вал!
Захочет песня – в море снова
Вал ожил и забушевал.
Заполнит песня степь собою,
И озарится степь во мгле!
Внимает песня все живое,
Что существует на земле!
Она – и в горе, и в печали,
Она – и в радости сильна!
Враги тебя в штыки встречали –
Твоим штыком была она!
И если слову тесно в песне,
Просторно мысли быть должно!
Без песни жить неинтересно!
Нам жить без песни не дано!

Домашнее задание: Написать биографию П.О. Чонкушова, выучить песни, подготовить иллюстрации к музыкальному материалу.

Также Вы можете почитать:

Урок музыки в школе. Интонация. 3 класс, II четверть
Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш
Попевки на определение качества звука
This post was written by , posted on Март 30, 2013 Суббота at 9:22 пп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>