1-й класс, I четверть, 1-й урок

I-я Четверть «Какие чувства передает музыка»

Цель: «Первоначальное ознакомление с определением «Что такое музыка», характером, настроением, эмоциональным содержанием музыкальных произведений. Знакомство с музыкальными ступеньками, музыкальными звуками»

1-ый урок
Дорогие ребята! Вот и прозвенел звонок на ваш первый урок музыка и вы, конечно же, ждете, что нового и интересного принесет вам этот урок. Урок музыки – это увлекательное путешествие по различным областям музыкального искусства.

А если этот урок музыкальный, то и приветствовать друг-друга мы будем музыкально. Как? А вот послушайте.

Я вам буду петь: "Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, ребята!" А вы мне будете отвечать так же музыкально: "Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте учитель!"

Закройте глазки и послушайте еще раз. (Показ) А Теперь давайте попробуем поприветствовать друг-друга музыкально. (Исполнение) Молодцы, ребята. Мы будем приветствовать друг-друга на протяжении четырех лет.

Прежде чем мы отправимся в путешествие, я хочу вам рассказать сказку  о волшебных звуках. Вы любите сказки? Отлично!  Тогда приготовились слушать.

(учитель читает сказку о волшебных звуках)

В некотором царстве, в некотором государстве раскинулся океан волшебных звуков: музыкальных, литературных и шумовых. В этом сказочном и удивительном океане расположились три острова. Остров музыкального королевства, которым правили мудрая королева Мелодия, волшебник Полифон, и фея Домисолька.

На первом острове раскинулось Королевство литературных звуков, во главе которого стояли король Алфавит и его помощница – фея АБВГДейка.

Второй остров принадлежал злой колдунье Какофонии, повелительнице всех шумов на свете. У нее было 2 сына. Их        звали Гром и Скрип. В домике у старшего брата Грома вечно что-то громыхало, скрежетало, гудело, свистело, и этот шум очень мешал жителям этого королевства. К сожалению, они не могли заставить его прекратить это безобразие, так как боялись его матери, злой колдуньи Какофонии.

Когда Гром со своими друзьями выходил на улицу, то они поднимали такой шум, что бедные жители  плотно закрывали окна и двери, но шумовые звуки все равно проникали в их жилища.

Младший сын Какофонии, Скрип, тоже целыми днями был чем-то занят. Из его открытого окна доносились какие-то писки, шорохи, шуршания, как будто в комнате Скрипа поселились тысячи мышей из сказки «Щелкунчик». Эти звуки также не давали жителям королевства спокойно работать и отдыхать, так как от каждого шороха они вздрагивали и, оглядываясь по сторонам, искали причину возникновения этого шума.

В Королевстве музыкальных звуков были три  главных города: Песняград, Танцград и Маршград, а все улицы носили названия музыкальных инструментов.

В этом королевстве жили 88 музыкальных звуков. Как  и все жители нашей планеты, они были очень разные и отличались друг от друга тем, что ни один их них не был похож на другого.

О музыкальном звукоряде

В музыкальной азбуке
Звуки музыкальные
На ступеньках музыкальных
Весело живут.
Песни, танцы, марши  вместе
Сочинять не устают.
Как зовут их ?
Очень просто:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Если с музыкой ты дружен,
Их запомнить должен ты.

Музыкальные звуки (низкие и высокие, долгие и короткие, тихие и громкие) жили в музыкальном звукоряде на музыкальных ступеньках.

Низкие звуки рокотали как бушующий океан, гремели как раскаты грома. Средние звуки звенели звонким ручейком, а высокие нотки пели песенки весенних капелей.

Низкие, средние и высокие звуки любили устраивать соревнования: кто быстрее взбежит на высокую музыкальную гору. Конечно же, победителями становились высокие звуки. Так как на самой вершине горы стояли их разноцветные домики.

Средние звуки жили на середине горы и поэтому к финишу приходили вторыми, ну а низкие звуки добегали до середины горы и с грохотом и шумом летели вниз.

Звуки дружили друг с другом и никогда не ссорились, так как только совместными усилиями они могли сочинить песню, танец или марш.

Волшебник Полифон, когда собирался записать в нотную тетради песни, танцы или марши, превращал музыкальные звуки в ноты, которые размещались на музыкальных ступеньках, иначе именуемые нотным станом. А звали эти ноты: До, Ре, МИ, Фа, Соль, Ля, Си.

Семь подруг на нотном стане:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Все они дружны и вместе
Целые проводят дни.
Если ноты вместе,
Всюду песни весело звучат,
И, конечно, танцы, марши
Не позволят нам скучать.

***
До – домик во дворе,
Ре – речка в серебре,
Ми – мишка косолапый за
Фасолью в огород
В гости из лесу идет.
Соль – в доме на столе,
Ля – песенка во мне.
Си – в синем небе звонко
Раздается в вышине.

***
Параллельных пять линеек
Мы назвали – нотный стан.
Ноты, паузы и знаки
Разместились по местам.
Ключ на нотном стане – главный,
Он указывает нам,
Как расставить ноты, знаки
Точно по своим местам.
Ключ скрипичный, посмотри,
Это наша нота Ми,
Та же нота – ключ другой,
Получилась нота – Соль.
Если нет ключа при нотах,
Невозможно их прочесть,
А с ключом мы эти ноты
Сможем и сыграть, и спеть.

Ноты имели ещё и буквенные обозначения:C D E F G A H.

Эти семь нот могли звучать и очень низко, и очень высоко. Долгие ноты пели протяжно и грустно, короткие же трещали как сороки -  весело и быстро.

За порядком в музыкальном королевстве следила Домисолька. Она утихомиривала не в меру расшалившиеся громкие звуки и с удовольствием слушала как стройно и задушевно исполняют колыбельные песни тихие звуки.

Вокруг этого острова плавали три музыкальных кита: Кит Песня, кит Танец и кит Марш. Они помогали королеве Мелодии и фее ДоМиСольке сочинять песенные, танцевальные и маршевые мелодии.

Ну а на втором острове жил мудрый король Алфавит. Ему помогала фея АБВГДейка, которая была лучшей подругой феи Домисольки. Буквы очень любили своего короля и даже сочинили о нем песенку.

Живем мы в Алфавите
Все дружною семьей.
Согласные и гласные –
Нас не разлить водой.

Нас тридцать три сестрицы
От А до Э, Ю, Я.
Из букв получаются
Различные слова.

Все повести и сказки,
Поэмы и стихи,
Для вас мы сочиняем
И этим мы горды.

Но правило волшебное
Запомните, друзья:
Чтоб грамоту осилить
Усидчивость нужна.

Поэтому советуем
Всегда,  везде, во всем,
Советуйтесь почаще
Вы с нашим королем!

И если в Королевстве мелодии музыкальные звуки преобразовывались в знаки-символы – ноты, то в литературном королевстве звуки преобразовывались в знаки-символы – буквы.

Буквы, как и ноты, были все разные. Они разделялись на 2 лагеря: лагерь гласных и лагерь согласных. Гласные целыми днями распевали свои песенки. Их звуки звучали широко, полетно, свободно, не встречая  никаких преград.

Согласные то и дело встречали на своем пути преграды, но их это не огорчало, так как они твердо знали, что без их участия не расскажется ни сказка, ни стихотворение, ни рассказ. Все буквы королевства жили дружно, помогая королю Алфавиту сочинять стихи, которые он дарил королеве Мелодии, а та, в свою очередь, писала на эти стихи самые различные песенки.

Король Алфавит и королева Мелодия, АБВГДейка и Домисолька были хорошими друзьями, и это очень не  нравилось злой колдунье Какофонии. Она часто насылала на эти два острова различные трески, скрежеты, шорохи, пытаясь рассорить друг с другом музыкальные и литературные звуки.  Но все эти шумы не долетали до двух соседних островом и тонули в океане волшебных звуков, так как от всех бед и напастей музыкальное и литературное королевство защищала крепкая и верная дружба.

( сказку можно рассказать в сокращении, постепенно беря из нее сведения для последующих уроков.)

Ребята, вам понравилась сказка о волшебных звуках? Тогда мы с вами отправимся туда на следующем уроке. Давайте еще раз вспомним персонажей трех островов. (Работа с детьми)

Дома нарисуйте рисунки понравившихся персонажей.

Урок окончен.

Также Вы можете почитать:

Разработка уроков «Музыка» в первом классе (Тематическое планирование)
1-й класс, I четверть, 2-ой урок
1-й класс, I четверть, 6-10-ый уроки
This post was written by , posted on Сентябрь 5, 2013 Четверг at 7:19 пп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>