Задачи, методы и принципы музыкального воспитания

Задачи музыкального обучения на уроках музыки.

Обучение на уроках музыка должно быть:

1. обучающим;
2. развивающим;
3. воспитывающим.

Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкального обучения. Он призван раскрыть, донести до учащихся цель изучения данного произведения, раскрыть его художественный образ. Для этого учитель использует методы общепедагогические и специфические, принципы музыкального обучения.

Развивающий момент на уроке призван

a) на примере музыкального произведения развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, звуковедение, звукоизвлечение, приемы контиленного пения, скороговорки и т.д.);

b) развивать навык слушания и слышания музыкального произведения;

c) расширять и развивать эмоциональную сторону в характере ребенка, делая его добрее и отзывчивее;

d) способствовать развитию навыка, импровизации, игры на детских музыкальных инструментах, умение ритмично двигаться под музыку.

Воспитывающий момент направлен на воспитание всесторонне гармонично развитой личности. В первую очередь он призван помочь учащимся разбираться не только в сфере искусства, но и окружающей нас действительности.

Общепедагогические методы обучения

включают в себя:

  •  словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные методы (показ и использование репродукций, иллюстраций, ТСО, дидактического раздаточного материала);
  • практические включают в себя индуктивный, дедуктивный, репродуктивный, проблемно-поисковые методы.

Индуктивный – метод восхождения от конкретного к обобщенному (изучение частных разделов предмета).

Дедуктивный – метод движения от обобщенного к конкретному (изучение общих разделов).

Репродуктивный – направлен на обобщение предшествующего жизненного и музыкального опыта школьников с новыми полученными умениями и навыками.

Проблемно-поисковый – направлен на самостоятельное открытие школьниками обобщенного музыкального знания. Проблемно-поисковый метод непосредственно связан с репродуктивным методом.

Наряду с общепедагогическими методами обучения на уроках музыки применяются и специфические – это методы музыкального обучения.

Функции методов музыкального обучения:

  • регулятивная – определяется соотношением учебной деятельности с целями и задачами обучения;
  • познавательная – раскрывается через сочетание учебной деятельности с содержанием обучения;
  • коммуникативная – отражает стиль взаимодействия учителя с учащимися.

1. Метод стимулирования музыкальной деятельности, направлен на развитие осознанного отношения к музыкальному искусству, формирование художественного мышления, которое включает ряд последовательных действий. Это

a) активизация жизненного и музыкального опыта школьников, который необходим для введения или углубления темы;

b) знакомство учащихся с новыми ключевыми знаниями, применяя

  • проблемно-поисковые ситуации;
  • эффект удивления;
  • эффект успеха;
  •  метод сравнения и анализа;

c) закрепление полученных ключевых знаний;

d) приобретение навыка самостоятельно ориентироваться в музыке на уровне полученных знаний

2. Метод перспективы и ретроспективы, т.е. метод «забегания» вперед и возвращения назад. Цель: установление в сознании школьников целостного представления о музыке, содержащейся в программе. Этот метод предполагает связи между

a) этапами обучения в I, II, III, IV классах;

b) темами четвертей отдельно взятого класса;

c) музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы (одно и то же произведение может использоваться в разных четвертях для решения разных задач). При таком подходе к музыкальному произведению обнаруживается принципиальная разница между простым его повторением и восприятием знакомого материала с позиции новой темы.

3. Метод эмоциональной драматургии. Основные функции данного метода заключаются в том, чтобы помочь учащимся впитывать в себя опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, заключенной в музыкальных произведениях.

Уроки строятся по двум основным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного типа урока.

Отличительные черты метода эмоциональной драматургии:

  • продуманное с эмоциональной точки зрения построение урока,;
  • психологическая настройка, подготовка учащихся к восприятию музыкального произведения: слово учителя и его интонация должны быть созвучны настроению музыки;
  • организация ребят после того, как отзвучит музыка. Пусть ребята немного помолчат, как бы «подержат» музыку в себе, прежде чем начинать анализ произведения;
  • роль учителя в организации данного метода.

Увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, словесном суждении, в соответствии поведения учителя с конкретной ситуацией урока, в его живом интересе к процессу восприятия, исполнения музыки детьми, в объективной оценке успехов учащихся и, конечно, в широте музыкальных впечатлений – выступает как мощный стимул активизации деятельности школьников на уроках музыки.

4. Метод обобщения направлен на осмысленное, глубокое определение идеи музыкального произведения. Он используется как после работы над каждым видом музыкальной деятельности (микрообобщение), так и в конце всего урока. Метод обобщения применяется не изолированно, а в различных сочетаниях с другими методами музыкального воспитания (словесным, проблемно-поисковым, наглядно-слуховым, методом анализа и сравнения и т.д.).

Дидактические принципы музыкального обучения в школе

Принципы обучения – это исходное положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Д.Б.Кабалевский выделил 8 основных принципов:

1. Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития. Этот принцип преду-сматривает формирование у учащихся широкого и целостного представления о музыкальном искусстве.

I класс - общее представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки;

II класс - сведения о трех жанрах (песне, танце, марше);

III класс - сведения об интонации, развитии, форме;

IV класс - сведения о связи различных видов музыкального искусства разных народов страны и мира.

2. Принцип оптимизации процесса музыкального обучения. Направлен к деятельности учителя. Учитель выявляет психологические особенности класса, его музыкальную подготовку, в каком темпе можно вести урок, на каком музыкальном материале можно раскрыть ту или иную тему четверти, выявляет трудности и пути их преодоления.

3. Принцип научности. Направлен на соответствие новой программы обучения новым требованиям, установление единства цели, задач, методов музыкального обучения, научную основу музыкальных занятий.

4. Принцип связи музыки и жизни. Музыка как и все виды искусства всегда не только отражала события нашей эпохи, но и влияла на ход событий.

5. Принцип доступности и наглядности. Основан на тематическом построении программы и служит более глубокому усвоению и пониманию предмета «Музыка».

6. Принцип активности, сознательности. Предполагает самостоятельность суждений, размышлений учащихся, проявление творчества в различных видах музыкальной деятельности (исполнение, импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений).

7. Принцип прочности, систематичности и последовательности. Обращен к результативной стороне музыкального обучения. Данная система обучения исходит из того, что

a. каждый ребенок имеет необходимые задатки для систематического музыкального развития;

b. процесс музыкального обучения является средством массового развития школьников, формирования у них потребности в музыке, развитие музыкального вкуса.

8. Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства идейно-воспитательной, познавательной и эстетических задач.

 


http://www.dorus.ru/: Дневной крем-гель Day с фуллеренами с лифтинг-эффектом мужской

This post was written by , posted on Март 3, 2013 Воскресенье at 4:03 пп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *