Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах, как один из видов коллективной исполнительской деятельности

Цель: Развитие музыкальных способностей ребенка, его исполнительского интереса.

Задачи:

  • Стимулировать исполнительскую деятельность учащихся;
  • Формировать художественный вкус и интерес к игре на детских музыкальных инструментах;
  • Активизировать развитие музыкальных способностей посредством изучения средств музыкальной выразительности, развитию чувства лада и ритма.

Методы:

  • Наглядно-слуховые;
  • Словесные ( путем образного представления)
  • Практические.

Используя детские музыкальные инструменты, учитель стремится пробудить в школьниках желание заниматься музыкой. Ребята учатся играть простые попевки, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и аккомпанировать себе на детских музыкальных инструментах.

По способам звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды:

  1. Беззвучные – это игрушки лишь изображающие музыкальные инструменты.(применяются с шестилетками. Например в песне «Веселый музыкант»)
  2. Звучащие:
  • игрушки –инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники, деревянные ложки)
  • Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты,с помощью которыхможно воспроизводить различные ритмы (свирели, дудочки)
  • Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: (металлофоны, пианино, кларнеты, губные гармошки, балалайки и т.д.) Играя на них можно воспроизводить различные простые мелодии.

Главная роль музыкальных инструментов в формировании навыков слушания и слышания музыки это:

1. Развитие звуковысотного слуха. Для этого используются:

  • Колокольчики, звучащие различно по своей высоте, высокие, средние и низкие звуки на фортепиано и т.д.;
  • Металлофоны для определения направления мелодии, расстояния между звуками.

2. Развитие чувства ритма. (на уроке применяются инструменты ударной группы, имеющем звук только одной определенной высоты. Можно простучать ритм определенной детской песни,  показать шаг медведя, скок конницы, стук дождя и т.д.)

3. Развитие тембрового слуха. Для этого сравниваются звучание различных инструментов: бубны, бубенчики, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино. Учащиеся должны с закрытыми глазами определить какой инструмент звучит.

Для знакомства со звучанием симфонического оркестра учащиеся знакомятся с симфонической сказкой Сергея Прокофьева «Петя и волк».

4. Развитие чувства формы. Характерная особенность одночастной формы – один характер, одно настроение, двухчастной формы – смена характера и настроения и т.д.( См. лекцию «Музыкальные формы»)

Классификация музыкальных инструментов:

  • Струнные смычковые: виола, скрипка, альт, виолончель, контрабас и т.д.)
  • Струнный щипковый (гитара, арфа, гусли, домбра, домра, балалайка и т.д.);
  • Духовые: деревянные (флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон);
  • Духовые медные (труба, туба, валторна, тромбон);
  • Ударно-клавишные (пианино, рояль, металлофоны);
  • Язычковый пневматический клавишный (баян, аккордеон, фисгармония);
  • Ударные (большой и малый барабаны, литавры, тарелки, треугольники, колокольчики, трещотки, кастаньеты)

Игра на детских музыкальных инструментах также подразделяется на четыре этапа.

  1. Вступительное слово учителя, которое должно заинтересовать учащихся познакомиться с музыкальными инструментами.
  2. Показ игры на детских музыкальных инструментах;
  3. Разучивание небольших попевок, определенного ритма или проиллюстрировать сюжетный рассказ.
  4. Исполнение как на концерте.

Практические задания

  1. Передать ритмический мотив данных слов, определить в них короткие и долгие звуки: василек, тюльпан, георгин, одуванчик, душистый горошек и т.д.
  2. Простучать ритм следующей загадки: Кто в лесу стучит: «Тук-тук»? Дятел, дятел. Кто деревьям лучший друг? Дятел, дятел.
  3. Сюжетный рассказ.

Цель: Учитель читает рассказ, а учащиеся в определенных местах имитируют, подбирают тот ритм, который подойдет к данному действию.

Был чудесный зимний день. Морозный воздух дышал свежестью. И лишь изредка тишину леса нарушал строгий дятел (дети простукивают ритм) да пролетит по просеке бойкая тройка лошадей. (имитация топота копыт). Неожиданно хрустнула ветка, и на просеку вышел великан лесного царства – лось. Он вспугнул беленького зайчишку, который стремглав вскрылся в лесу. И вновь зимний лес окунулся в морозную тишину.

Спеть и простучать ритм следующих попевок:

  • Дождик (румынская народная песня)

Кап-кап-кап. Кто там? Кап-кап-кап. Что там?

Ты ответь прямо. Не стучи в раму.

Это я – дождик. Озорной дождик

Не устану я стучать, выйди с зонтиком гулять.

  • Дождик (русская народная песня)

Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.

  • Попевка-считалка (Иштван Микита, венгерский композитор)

Плыл по морю чемодан, в чемодане был диван,

А в диване спрятан слон кто не верит выйди вон.

  • Паук и мухи (Иштван Микита, венгерский композитор)

На паркете восемь пар мухи танцевали.

Увидали паука в обморок упали.

Музыкально-ритмические движения

Движение под музыку помогает разностороннему развитию музыкальности детей. Оно развивает эмоциональность образность восприятия музыки, чувства ритма, мелодический и гармоничный слух.

Ритмические движения приближают содержание музыкального произведения к пониманию детей, углубляют переживание и запоминание музыки. Но для того чтобы музыкально – ритмические движения выполняли свое назначение в музыкальном воспитании дети должны уметь владеть своим телом и пользоваться необходимыми средствами двигательной выразительности (уметь выполнять ритмичные движения и изменять их в зависимости от характера музыки, содержания игры). Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас освоенных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует. Если этой подготовки у детей нет, то их внимание будет направлено не на характер музыки и пляски, а на преодоление технических трудностей.

Поэтому на уроке музыки необходимо параллельно с разучиванием песен систематически и разносторонне развивать и совершенствовать двигательную деятельность детей.

В основе музыкально – ритмических движений лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть  отражены в движении. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Музыкально – ритмические движения формируют правильную осанку, прививают основы этикета грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Целостный процесс обучения танцевальным движениям, можно условно разделить на три этапа:

  • Начальный этап – обучению танцевальному движению (отдельному движению)
  • Этап углубленного разучивания танцевального движения
  • Этап закрепления и совершенствования танцевального движения

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танцевальном движении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует танцевальное движение, а дети пытаются воссоздать и повторить за учителем танцевальное движение.

 Название музыкально – ритмического движения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ танцевального движения должен быть ярким, выразительным и понятным. В музыкально – ритмических движениях показ является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для детей первого класса, где восприятие движений в большей степени связанно со зрительным анализатором.. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием терминологии. В дальнейшем, при изучении танцевальной композиции краткая подсказка в виде термина сразу же воссоздает образ движения у обучаемых – они легко вспоминают отдельные элементы в общей композиции. Постепенное  изучение отдельных элементов танца позволят учащимся глубоко и осознанно усваивать предлагаемый материал.

Первый класс

Название танцевальных

движений

Методические рекомендации

1. спокойный шагДети должны идти свободно, непринужденно.
2. бодрый (высокий) шагВо время ходьбы необходимо обращать внимание детей на осанку. Следить за тем, чтобы во время исполнения движения дети не опускали голову.
3. ходьба бодрым и спокойным шагомПеред выполнением движения педагог исполняет музыкальное произведение, демонстрируя динамическую контрастность звучания.
4. приставной шаг в сторонуРазвивать четкость движения. Подготавливать детей к исполнению элементов народной пляски.
5. выставление ноги вперед и в сторону на пятку и на носокДвижение исполняется без вертикального колебания корпуса. Ноги чуть согнуты. Руки на поясе.
6. притопы на месте и в продвижении
7. шаг с притопом
8. боковой галопПедагог обращает внимание детей на особенности музыки, на легкость в исполнении движения.
9. галоп вперед
10. подскоки на месте, в кружении и в продвижении вперед и назадСледить за правильным исполнением движения.
11. «Ковырялочка»
12. «Присядка» движение для мальчиков

Второй класс

Название танцевального движения

Методические рекомендации

1. хороводный шагЭтот шаг отличается от обычного бытового шага большей плавностью, подчеркнуто высокой осанкой. Руки опущены вдоль корпуса.
2. переменный шагДва шага небольших (шаг = 1/8), третий – большой (шаг = 1/4). Движение плавное, устремленное, без остановок и толчков. Руки на поясе.
3. пружинящий шагУчить детей правильно использовать пружинящее движение, добиваться мягкого, полноценного движения в ступнях.Дети должны вслушиваться в напевный мягкий характер музыки.
4. шаг с подскокомПедагог следит, чтобы дети на каждом шаге четко исполняли подскок. Шаг должен быть все время легкий, слегка пружинящий. Корпус прямой, руки в свободном движении.Учить детей правильно и четко исполнять танцевальные движения, вслушиваясь в характер музыки.

Третий класс

Название танцевального движения

Методические рекомендации

1. «Припадание»Учить детей передавать спокойный, напевный характер музыки. Правильно исполнять пружинящее движение, добиваться мягкого движения ступней. Следить за осанкой.
2. Основной шаг танца «Полонез»Развивать ритмичность движения. Учить передавать движениям акценты в музыки, исполнять перестроения.
3. Основное движение танца «Чичирдык»Следить за тем, чтобы во время переступаний с ноги на ногу делается сильный акцент на правую ногу, которая становится всей ступней, тогда как левая опускается легко и касается пола только полупальцами. Каждое движение в быстром темпе приходится на 1/16 долю музыкального сопровождения.
4. Движение рук в танце «Чичирдык»Техника исполнения мелкой вибрации всего тела или его отдельных частей очень сложна, но движения рук плавные.
5. «Холькур» - движения плеч для мальчиков и девочекДвижение состоит из равномерных перекатов ступней из стороны в сторону – с внутреннего ребра стопы на внешние и наоборот.Манера исполнения движений мальчиков и девочек не отличается, но движения плеч разные. Следить за правильным исполнением танцевального движения.

Четвертый класс

Название танцевального движения

Методические рекомендации

1. Шаг польки вперед
2. Шаг польки назад
Руководитель вместе с детьми следит, чтобы каждый танцующий ритмически и четко исполнял движение; если дети ошибаются, приостанавливает движение. Темп польки при разучивании несколько замедленный.
3. Основные движения танца «Молдавеняска» Учить детей правильно и легко исполнять движения. Начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и окончанием частей музыкального произведения.
4. Основные и подготовительные движения танца «Полонез» четкое, пружинящее движение на ногахАкцент движения идет вниз, выпрямление колен неполное, без напряжения, корпус отклоняется вперед и назад.
5. Основное движение танца «Гопак» (элемент «веревочка»
6.Основные движения танца «Чарльстон»- положение рук- движение ног на месте и в продвижении

 

This post was written by , posted on Март 3, 2013 Воскресенье at 4:56 пп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *