Урок музыки как урок искусства

Введение

Уроки музыки в начальной школе как урок искусства имеет свои особенности.

  1. Урок музыки определяет любую форму как урока в целом, так и проведение его отдельных элементов.
  2. Музыка воздействует комплексно на человека, на его психику, моторику, физиологические процессы.
  3. Отличительной чертой уроков  музыки является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент урока должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей к музыке.
  4. Музыкальный урок, как урок искусства, должен быть художественным.
  5. На уроках музыки применяется, преимущественно, коллективная форма работы.

 Требования к урокам музыки.

         К основным требованиям к уроку музыки относятся:

  1. Отбор учебного материала, охватывающего логически законченный круг вопросов.
  2. Сочетание руководящей  роли учителя с самостоятельной работой учащихся.
  3. Реализация образовательных и воспитательных  задач в органическом единстве (Цель: чему учить и как учить).
  4. Соответствие структуры урока его дидактической цели.
  5. Обучение должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
  6. Добиваться активности учащихся на уроках.

 Подготовка и проведение уроков музыки.

  1. Знакомство с программой.
  2. Тематическое планирование.
  3. Непосредственная работа учителя перед уроком:
    1. Составление плана и конспекта урока;
    2. Выбор музыкального материала с учетом целей и задач, поставленных на данном уроке;
    3. Подбор ТСО, наглядностей иллюстраций, дидактического раздаточного материала и т.д.;
    4. Выбор типа урока.
    5. Проведение урока.

При подготовке к уроку учителю следует обратить внимание на:

  1. цель урока и его образовательные задачи;
  2. организацию урока (мобилизация учащихся на уроке, их внимание);
  3. тему и цель самостоятельных заданий учащихся на уроке
    1. применение ТСО, карточек;
    2. использование репродуктивного и проблемно-поискового методов;
    3. вовлечение учащихся в творческие виды работ
      1. сочинение стихов, попевок;
      2. составление рисуночной информации, граф-, блок-схем;
      3. импровизация на д/м инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений;
    4. активность учащихся. Способствовал ли урок формированию их личности;
    5. характеристику познавательной деятельности учащихся;
    6. активность, эмоциональность, увлеченность учителя на уроке;
    7. темп урока, контакт с классом, внешний вид учителя;
    8. анализ урока, обобщение и выставление оценок;
    9. объем и виды домашнего задания.

 Нетрадиционные виды уроков.

  1. урок-викторина;
  2. урок-путешествие;
  3. урок-сказка;
  4. тематический урок, посвященный календарному празднику;
  5. урок-концерт.

Цель урока-концерта – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

Прежде всего необходимо показать:

  1. насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней,  углубилось ощущение связи музыки и жизни, насколько сформировалось понимание нравственной сущности искусства;
  2. в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознанное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;
  3. каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен репертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельностно-практическое отношение к музыке;
  4. в чем, и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

План (структура) построения урока музыки

I.
  1. Класс, четверть, урок.

Например: 3.2.1

(класс – 3, четверть – 2, урок – 1).

  1. Тема четверти, урока.
  2. Цель урока: знакомство с определенной темой урока.
  3. Задачи (образовательная, развивающая, воспитательная).
  4. Музыкальный материал.
  5. ТСО, наглядность, дидактический раздаточный материал, граф-, блок-схемы и т.д.
  II.Ход урока, хронометраж

  1. Опрос д/з;
  2. Исполнение песен, попевок
  3. Новый материал (эмоциональный рассказ учителя, подготавливающий учащихся к образному восприятию музыкального материала), Слушание музыки (4 этапа).
  4. Разучивание новой песни (3 варианта разучивания), составление:

а) графической информации;

б) исполнительского плана.

Работа с песней.

P.S.: пункты № 2 и № 4 можно поменять местами в зависимости от темы урока и сложности разучиваемой песни.

III.Обобщение.

  1. Анализ и закрепление новых терминов и понятий.
  2. Анализ и подведение итогов урока, выставление оценок.
  3. Д/з

Анализ урока музыки

I.
  1. Организация класса;
  2. Четкость и конкретность при постановке целей и задач урока;
  3. Подготовка к уроку (ТСО, наглядность, дидактический раздаточный материал,  граф-, блок-схемы и т.д.).
II.Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой учителя;
  2. Беседа, подготавливающая учащихся к исполнению, разучиванию и восприятию музыкального материала;
  3. Разучивание:
а.варианты разучивания;
б.вокально-хоровая работа (посадка     учащихся, работа над звукообразованием и звуковедением, работа над фразировкой, характером исполнения;
в.дидактический раздаточный материал (его качество);
  1. Восприятие, слушание музыки:
а.поэтапная работа над музыкальным произведением;
б.иллюстрации, наглядность;
  1. Исполнение:
а.эмоциональный настрой учащихся;
б.варианты исполнительской деятельности.
  1. Другие виды работы на уроке.
III.Обобщение

  1. Продуманность, конкретность и точность вопросов по каждому разделу урока;
  2. Закрепление определений и новых ключевых знаний, полученных на уроке;
  3. Продуманность домашнего задания;
  4. Анализ выставляемых оценок.

 


http://www.dorus.ru/: Крем-гель DEW

Также Вы можете почитать:

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки, их основные цели и задачи
Музыкальные жанры. Их определение и разновидности (Методическое пособие для студентов и учителей муз...
Музыкальная культура Калмыкии (методическая разработка для студентов, учителей музыки общеобразовате...
This post was written by , posted on Март 3, 2013 Воскресенье at 9:12 дп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>