Активизация творческого м­ышления учащихся посредством применения технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц) академика П.М.Эрдниева, опорных сигналов, графических форм выражения информации на уроках музыки в школе и педагогическом колледже

"Учить нужно наглядно, потому что этого требует природа ребенка."
Ж.Ж.Руссо.

Поиск более эффективных средств и методов обучения - постоянная задача школы, училищ, техникумов, ВУЗов. В настоящее время, когда по­ток информации постоянно растет, усвоение обучаемости большего объема знаний за меньшее время является настоятельной необходимостью. В этой связи УДЕ (укрупнение дидактических единиц) в обучении - наиболее перспективное направление не только в математике, но и других дисцип­линах.

Концепция УДЕ, разработанная академиком П.М.Эрдниевым, нашла в некоторой мере точки соприкосновения с концепцией В.Ф.Шаталова. Эти концепции успешно могут быть применены на уроках музыки и помогут учащимся более осознанно подойти к пониманию и осмыслению музыкального образа.

Рассмотрим отдельные аспекты данных концепций, которые могут быть применены на уроках музыки. Технология УДЕ применительно к урокам музыки может включать следующие моменты:

1. Совместное и одновременное изучение родственных разделов.
2. Творческое задание по самостоятельному составлению учащимися графических выражений музыки.
3. Составление граф-схем суждений и доказательств.
4. Широкое использование рисуночной информации.

Принцип УДЕ предполагает:
1. Раскрытие музыкального образа через контраст или сопоставление.
2. Повышение роли  саморазвивающегося знания.
3. Наращивание исходной информации через углубление и усложнение изучаемого материала.

УДЕ, разработанное академиком П.М.Эрдниевым, обещает качественно новый уровень обобщения содержания учебного материала, позволяющего обеспечить систематичность знаний. Процесс обобщения знаний предусматривает выявление и осмысление основного существенного связующего эле­мента или стержневой идеи, вокруг которых будут группироваться другие идеи и понятия.

Целенаправленное использование графических блок-схем, рисуночной информации и т.д., способствует развитию пространственного воображения и логического мышления, формированию интеллектуально-практических уме­ний и навыков. Методическая система применения блок-схем, граф-схем и рисуночной информации - один из кратчайших путей развития и саморазви­тия мыслительно-абстрактной деятельности учащихся.

Рассматривая уроки музыки  с  точки  зрения  концепции  академика П.М.Эрдниева, можно наметить четыре направления, помогающие внедрить данную концепцию в уроки музыки.

В первом направлении дается краткая обобщенная характеристика ключевых знаний, переданных в блок-схеме "Опорные точки в музыке", ох­ватывающую материал первого-третьего года обучения и дающую обобщенное представление о музыкальном языке и музыкальной речи музыки.

Во втором направлении приводится совокупность ключевых знаний по определенным темам четверти, каждая из которых сведены в одну блок-схему, раскрывающую уже на первом уроке сущность, цель, задачи данной четверти. Каждая из блок-схем может дробиться на граф-схемы, которые более подробно раскрывают идею той или иной темы четверти.

В третьем направлении дается углубленный анализ полученных знаний и умений, используются проблемно-поисковые ситуации для раскрытия музыкального образа.

В четвертом направлении проверяется:

  1. Умение учащихся составлять граф-схемы и рисуночную информацию.
  2. Способность анализировать прослушанное произведение.
  3. Способность к импровизации и игре на детских музыкальных инструме­нтах.

По концепции, разработанной В.Ф.Шаталовым, изложение материала дано большими блоками (тема, раздел). Это позволяет лучше его осмыс­лить, осознать логические взаимосвязи там, где были отдельные темы урока. Для того, чтобы научить учащихся любить музыку, нужно научить не только  слушать, но  и  слышать музыкальное произведение, а поэтому необходимо вводить поэтапное освоение музыкального языка, используя помимо традиционных методов и приемов рисуночную информацию, блок-схе­мы, графические средства информации музыки.

Соединяя воедино чувственное, слуховое, зрительное, абстрактное восприятие музыки, мы получаем поразительный результат "видения" уча­щимися музыкальных произведений. Музыку они слушают не отвлеченно, а осознанно, постигая ее глубокий смысл, раскрывая для себя новые стра­нички неведомого для них до сих пор музыкального мира.

Граф-схемы заставляют учащихся более осознанно задуматься над му­зыкальным языком произведения, его строением, жанровой принадлежностью. Изучение музыкального  материала  на уроках музыки проходит системати­чески связанными между собой блоками,  каждому из которых  посвящается одна четверть.  Блоки  тесно связаны между собой и представляют посте­пенно раскручивающуюся спираль от простого  музыкального  материала  к более сложному.

Следовательно: работая по опорным сигналам, учащиеся в полной ме­ре представляют не только материал урока, но и целой четверти, который вызывает больший интерес и лучше усваивается.

Использование опорных сигналов:

1. предполагает на уроках музыки использование проблемно-поисковых ситуаций, творческих заданий, импровизаций в заданиях по слушанию или исполнению музыкального материала;

2. заставляет учащихся более внимательно вслушиваться в звучащую музыку, пробуждает интерес к самостоятельному составлению граф- и блок-­схем, рисуночной информации, тем самым активизируя мыслительную дея­тельность и развивая в детях абстрактное мышление "видения" музыки в плоскостях других искусств.

Используя на уроках музыки опорные сигналы следует помнить, что они должны соответствовать всем требованиям к наглядным средствам обу­чения и должны применяться строго с учетом специфики предмета музыки, конкретной темы, дидактических целей урока и его отдельных этапов, их функциональных возможностей, возрастных особенностей учащихся. Граф-схемы, блок-схемы и т.д. могут нести самую различную информацию и использоваться как:

1. Краткая запись словесного описания темы на наглядно-образном языке;
2. Опорный сигнал определенной темы;
3. Средство закрепления изученного материала;
4. Средство контроля, проверки усвоенных знаний;
5. Систематизация изученного материала;
6. Иллюстрация развертывания доказательств и суждений по определенной теме урока, четверти;
7. Средство психологической убежденности фактам, принимаемым без доказательств;
8. Опора при воспроизведении материала учащимися;
9. Средство в овладении музыкальной речью и музыкальным языком и т.д. Работа над схемами подразделяется на ряд этапов, которые, в конечном итоге,  преследуют одну цель:  глубокое и осмысленное понимание музыкального языка изучаемых произведений.

I этап - образно-эмоциональный рассказ о музыке с иллюстрацией музыкальных произведений, с чтением стихов о музыке и цитированием высказываний о ней выдающихся музыкальных деятелей.

II этап - краткое сжатое изложение музыкального материала по опорным точкам.

III этап - изучение опорных сигналов по теме четверти, урока с последующим занесением в альбомы.

IV этап - самостоятельное составление опорных сигналов в рисунках, граф-схемах.

V этап - кодирование музыкального материала с помощью опорных сигналов, символов, рисунков.

VI этап - постоянное повторение и углубление ранее изученного материала посредством ввода новых опорных сигналов по определенной теме.

Исходя из вышеизложенного видно, что каждая опорная схема-сигнал может кодировать материал целой четверти, в основе которого заложено триединство отдельных элементов музыкального языка, играющее немаловажную роль в создании яркого музыкального образа в произведении. Рассмотрим основные моменты данного триединства, начиная с простых понятий и завершая более сложными.

1. Три вида интонации
2. Три основных вида лада
3. Триединство основных элементов музыкальной речи, составляющих музыкальный образ произведения,
4. Три кита, три основных жанра в музыке
5. Три основных уровня развития, влияющих на особенности создания музыкального образа в произведении:
6. Триединство в музыкальной драматургии произведения: тезис-антитезис-синтез. (по формуле Б.Асафьева.)

Сопоставляясь, противопоставляясь, сталкиваясь между собой, все виды триединства создают единый, полный ярких сопоставлений, контрастов, борьбы музыкальный образ в произведении.

Использование на уроках музыки опорных сигналов, блок-схем, графической и рисуночной информации поможет учащимся систематизировать свои знания и установить логические связи между ними. При этом возни­кает целостность, осмысленность материала целой четверти, года, что, в конечном итоге, позволит учащимся воспринимать музыкальное произведе­ние более глубоко и осмысленно.

С психологической точки зрения применение сигнальных блоков также оправдано, так как помимо традиционного восприятия музыки (слухового) приплюсовывается зрительное восприятие, основанное на абстрактном ви­дении музыкального произведения. Объективизируя поток словесной и слу­ховой информации, данная методика позволяет моделировать мышление уча­щихся во времени и пространстве.

Целенаправленное и систематическое развитие у учащихся графичес­кой грамотности (умение читать и создавать различные графические выра­жения и изображения) происходит практически на каждом уроке музыки, где формируются приемы умственной деятельности и общепрактических умений и навыков. В процессе работы над музыкальным произведением учащи­еся работают над проблемой видения и слышания его с различных аспектов поисково-творческой деятельности. И хотя применение блок-схем, опорных сигналов, графической и рисуночной информации не является самоцелью, они по мере надобности включаются в учебный процесс, комплексно соче­таясь с другими многообразными средствами организации познавательной деятельности учащихся, что в конечном итоге поможет выполнить одну из главных задач музыкального воспитания - формирование эмоционального отношения к музыке, пробуждение интереса, желания слушать и исполнять музыкальные произведения...

Полностью работу с граф-блок-схемами можно скачать: Aktivizaciya.zip

Также Вы можете почитать:

Задачи, методы и принципы музыкального воспитания
Что такое музыка (лекция-беседа для учащихся первых классов)
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Игра на детских музыкальных инструментах, му...
This post was written by , posted on Март 28, 2013 Четверг at 5:05 пп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>